ТЕСТИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИМПОРТНЫХ ЛЕДОБУРОВ

Для любого рыбака основным критерием выбора ледобура будут не его технические и эргономические параметры, а то, как он сверлит лед. Для того чтобы максимально объективно сопоставить работу изделий отечественных и импортных производителей, мы провели в марте этого года между ними "соревнования".

Команда тест-бореров, или тест-дриллеров - как угодно (по-английски bore, drill - сверлить, буравить) - выехала на один из небольших водоемов Санкт-Петербурга, находящийся неподалеку от Кольцевой автодороги. В состав команды вошли 3 человека, из которых двое пользуются ледобурами на протяжении более 20 лет, причем один предпочитает "иномарки", а другой (конкретно - я) работает только с отечественной техникой. Третий участник осваивал работу ледобуров накануне и во время тестирования, но благодаря незаурядным физическим кондициям выглядел очень достойно на фоне профессионалов.

тестирование ледобуров

Погода благоприятствовала экспедиции. Солнечно, легкий морозец, в тени - минус 2 °С. Температура воды, соприкасающейся с нижней поверхностью льда - плюс 2,8 °С (замер проводился электронным термометром RC Thermo). Толщина льда - 50 см, на нем 15-20 см снега, который перед началом сверления счищался до льда.

Для тестирования было взято 6 ледобуров (фото 33).

Три шведских изделия:

  • KJ Eriksson Ice micro (фото 33, а) - 130 мм;
  • KJ Eriksson Mora Expert (фото 33, е) - 150 мм;
  • KJ Eriksson Mora Spiralen (фото 33, г) - 200 мм.

На них стояли "родные" ножи, которые нами в процессе тестирования не регулировались, была лишь произведена проверка затяжки фиксирующих болтов.

Кроме этого мы тестировали:

  • стальной ледобур Северного завода отечественного стандарта 130 мм (фото 33, в);
  • UR Rapala Sport (фото 33, б)-100 мм с совершенно новой сменной головкой;
  • титановый трехножевой ледобур ООО "Турбо-старт" отечественного стандарта 130 мм (фото 33, е).

Для отечественных ледобуров мною были подобраны и заточены комплекты новых лезвий. Попавшие на полевые испытания ледобуры мы решили тестировать по полной программе.

Первое - удобство подготовки к работе.

Бур Северного завода из походного положения в рабочее переводится с некоторым, но вполне допустимым усилием. Резьба на стопорящем винте без видимых дефектов, барашек по ней идет без усилий, но уж больно он маленький. О чьих руках думали конструкторы, закладывая в техпроект его параметры? Интересно, проектировщики хотя бы раз пробовали на морозе градусов в минус 20, когда винт еще покрыт ледяной коркой, его открутить?

У всех "шведов" очень удобная конструкция механизма сопряжения. Все - для людей, но у Mora Expert и Mora Spiralen, и это очень заметно, явно перетянуты самоконтрящиеся гайки. Одному с сильно затянутыми механизмами справляться сложно. Пришлось браться за гаечный ключ. С ним довольно легко исправляется ситуация - главное, чтобы необходимый размер ключа оказался на льду.

Разобрав ледобуры, готовим поляну - очищаем от снега участок льда в нескольких десятках метрах от берега, дабы избежать нежелательных контактов ножей с жестким дном водоема. Бурим контрольное отверстие для замеров глубины и температуры воды. Глубину надо определить для того, чтобы не повредить технику при неожиданно быстрой проходке льда.

При сверлении единственного отверстия могут возникнуть разные обстоятельства, поэтому сразу договариваемся, что каждым буром будем сверлить по две лунки, а в таблицу сводить среднее значение количества сделанных оборотов. Учитывая разную массу изделий, имеющийся разброс в рабочих диаметрах, а также достаточно мягкий лед, договариваемся о том, что постараемся давить на бур сверху примерно с одинаковым усилием и проходить лунку в один прием, не освобождая подъемом бура ее от ледяной крошки. Полученные результаты вошли в таблицу 1.

-Rapala
Sport,
100 мм
Северный завод
"Ленинградский",
130 мм
ООО "Турбостарт",
титановый, "3 ножа",
130 мм
Eriksson
Mora Expert,
150 мм
Eriksson
Ice micro,
130 мм
Eriksson Mora
Spiralen,
200 мм

1-й участник

292832325056

2-й участник (новичок)

273142345356

3-й участник

292828385362

Среднее значение

28,3293434,65258

Как и ожидалось, в лидеры с наименьшим количеством оборотов вышла "спортивная" Rapala. В первую очередь - благодаря наименьшему диаметру режущего устройства. Далее, совсем с небольшим отставанием, следует стальной бур Северного завода. На третьем месте оказался трехножевой бур ООО "Турбо-старт". Как представляется, основной причиной подобного результата стал человеческий фактор: наш юный коллега тренировался исключительно на "скандинавах" с их "правым" вращением. Работа же против часовой стрелки оказалась для него не очень привычной, да и к тому же не было навыка удаления ледяной крошки при сверлении. Это все в первой попытке. Во второй же все прошло нормально, но среднее значение 2-х попыток несколько выбилось из рамок других результатов.

Дальнейший расклад тоже оказался вполне предсказуемым. Вот только Ice micro показался не самым эргономичным и, похоже, что была небольшая "засада" с ножами. Подробно в причинах на льду разбираться не стали.

Если говорить о мягкости хода, то по единодушному мнению всех участников теста, первое место поделили Rapala и "трехножевой". Правда, с небольшой оговоркой: если лед имеет толщину до 35~40 см, то лидирует "трехножевой", при большей же толщине льда возникает необходимость удаления ледяной крошки из лунки, т. е. сверление им происходит в два приема.

Это особенно ощутимо при плюсовых температурах воздуха и снега из-за того, что производительность трехножевого ледобура на 50% выше, чем у двух-ножевого, а иногда может происходить образование "пробок" между витками архимедова винта, что мешает нормальному выбросу шуги на поверхность льда. При минусовых температурах этот эффект уже не наблюдается. Rapala позволяет практически до предельной толщины льда проходить лунку в один прием.

При работе с бурами больших диаметров результат количества оборотов оказался вполне предсказуемым. Вместе с этим хочется отметить, что, благодаря выверенному техническому решению соотношения диаметра и углов атаки ножей, нагрузка на руки при сверлении совсем незначительно отличается от того же показателя собратьев меньшего диаметра.

В таблицу результатов теста отечественных ледобуров вошли только те данные, когда ножи были установлены на штатные посадочные места. Вместе с этим в рамках испытаний изменялся и угол атаки, и наклон лезвий - путем подкладывания между ножом и основанием L-образной пластины в одном случае, и шайбы под ближний к оси вращения винт - в другом. Было отмечено снижение количества оборотов на 1-2, но вместе с этим значительно возрастало усилие на рукоятках. Работать в таком режиме становилось заметно труднее, наблюдались "закусывания". Этот факт лишний раз подтверждает: если отечественный ледобур изготовлен промышленно/ то углы наклона и атаки лезвий ОПТИМАЛЬНЫ для условий мягкого льда (температура около 0°С).

В ряде образцов шведских ледобуров заложена возможность изменения положения лезвий относительно посадочного места. Учитывая, что взятые для теста образцы мы должны были вернуть на прилавки магазинов, не стали проводить эксперименты по изменению положения лезвий для выбора оптимума.

На заключительном этапе тестирования было проведено соревнование на скорость "проходки" отверстий. "Бывалый" с буром от Rapala вызвал на поединок новичка, взявшего в помощники ледобур Северного завода. Хотя, на первый взгляд, подобное соревнование выглядело несколько некорректно (слишком разный опыт бурения у соревнующихся и буры у них - разных диаметров - 100 и 130 мм), но хронометр от Casio зафиксировал - 9,58 с у обоих соревнующихся. И только фотофиниш на Olimpus'e показал, что победа за более опытным.

Проведенное тестирование лишний раз дало возможность убедиться, что ни одно из представленных на сегодняшний день на рынке изделий, предназначенных для бурения льда, не имеет каких-то неоспоримых преимуществ во всем спектре технических характеристик.

За возможность подробного ознакомления с образцами продукции автор выражает благодарность руководству петербургских магазинов "Гризли", "Орлан", "Поплавок", "Рыбацкое Подворье".

Россия, БарнаулРоссия, Санкт - ПетербургШвецияФинляндия
ФирмаТонар плюсСеверный заводБалтийский заводООО "Изделия из титана"ООО "Турбо - старт"KJ ErikssonKalastus kolmio OyRapala
Названиеклас сичес кий, ЛР100, ЛР130, Лр180Ленин град скийтитановыйтрех ноже вой (три ножа)Royal Viking 110, 130Mora Spiralen 90, 105, 125, 150, 175, 200Mora Expert 110, 130, 150Viking Folding 110, 130, 150, 175 ,200Ice micro 110, 130, 200AhvenSportUR 1 100, 115, 135, 155, 205UR 2 110, 115, 155
Материал бурастальтитансталь
Диаметр лунки, мм100- 180130100, 13090- 200110- 150110- 200115100, 115 (ско рост ной)100- 205110- 155
Направ ление вращенияпротив часовойпо часовой
Наличие покраски и цветесть, цвет бирю зовыйесть, цвет оран жевыйнет, цвет титанаесть, цвет чер ныйесть, цвет синийесть, цвет зеле ныйесть, цвет чер ныйесть, цвет крас ныйесть, цвет бордо выйесть, цвет бирю зовый
Качество сварки шнекаприхвачен на 15-20 ммпроварен по всей длинеприхвачен на 15-20 ммпроварен по всей длине
Материал рукоятокполиэтиленрезинаполиэтилен
Сопря жение элемен тов, регу лировкавинт и само контря щаяся гайкараск лепа нные штыри без регу лиро вокна прова рен ных шты ряхнадежное, на само контрящихся гайкахвинт и само контря щаяся гайка или только винтфик сация винтомвинт и само кон тря ща яся гайка
Форма ножей, способ закреп ленияплос кая, на винтах М6, "потай"сложная, криво линей наяплос кая, на болтах М6, шести гран никслож ная, криво линейнаясмен ная голо вка на двух винтахсмен ная голо вкасменная головка на одном винте
Размеры в сло женном виде, мм850х 350х 120950х 350х 120950х 300х 130885х 365х 100900х 350х 120800х 350х 110700х 350х 120750х 350х 130500х 350х 150750х 320х 1201080х 340х 1001100х 340х 100
Длина архи медова винта, мм450350600420700550350600600- 800
Варианты изменения длиныбез удлиненияпошаговое на 100 ммбез удлиненияпошаговое на 100 ммпошаговоебез удлинения
max толщина льда, мм1050125010001200- 1600950900- 1300500- 90090012001000
Величина основного рычага, мм240210180250200160200
Наличие чехлаИмеетсяВ комплект не входит
Масса бура, г2520*22001690160014103400- 40002400- 27003000- 34003600- 40003600- 400024002150, 23502260- 46002440- 2960
*Транспортировочные размеры и масса барнаульского ледобура указаны для D 130 мм
Примечение. В таблицу не попали несколько известных моделей KJ Eriksson - Mora Arctic , Mora Ice Easy, Mora Ice Pro, Mora Viking, Rapala UR 3 - во время написания статьи их под рукой не оказалось. Но их конструктивные отличия от образцов, вошедших в таблицу, несущественны

Начало статьи о ледобурах

Источник: В. Соколов, "Спортивное рыболовство № 12 - 2006 г."